Путь к её четвёртой части был долог и труден. В третьей игре серии, вышедшей в 2006-ом году, к величайшему сожалению игроманов, не было счёту техническим ошибкам и погрешностям. Это стало причиной разлада между компанией JoWood, издателем, и студией Piranha Bytes, разработчиками. Первые сохранили за собой права на торговую марку, последние ушли в свободное плавание - будущее сериала оказалось под большим вопросом. Впоследствии Piranha Bytes сделают свою «Готику» - не самую удачную игру Risen, а JoWood найдут для «официального» продолжения «Готики» новых арийских героев - студию Spellbound (они, как и Piranha Bytes, тоже немцы).
Десять лет минуло с тех пор, как Безымянный, главный герой первых трёх серий, разрушил магический купол над долиной рудников на острове Хоринис, победил драконов демона Спящего и спас королевство Миртрана от нашествия орд орков. Нарёкшись Робаром III, он взял титул короля и принялся наводить порядок в государстве, объединяя разрозненные земли, неся народам свободу и просвещение. Но что-то случилось с ним во время одного из военных походов, разум его омрачился, духом героя словно овладели злые силы. Война продолжается, но король уже не тот благородный правитель, каким он был раньше - и вот уже объяты огнём мирные сёла Южных островов, которые завоеватель решил присоединить к своим владениям, и гибнут невинные люди... Так была сожжена дотла родная деревня юного пастуха с острова Фешир, и были убиты все его односельчане вместе с беременной возлюбленной. Он единственный остался в живых - и поклялся отомстить королю Робару, чего бы то ему ни стоило.
Новый герой - тоже Безымянный, но уже другой. Он симпатичный (если не сказать смазливый), стройный и широкоплечий, прекрасно владеет мечом и луком, немного смыслит в магии, смешно прыгает и совсем не умеет плавать. В русской версии игры его образ дополняется ещё и героическим баритоном Александра Гаврилина - актёра театра имени Гоголя, подарившего свой голос персонажу.
Герою предстоит пройти длинный путь, прежде чем он доберётся до короля, и мимоходом совершить не один десяток добрых дел. Но его приключение будет в корне отличаться от приключений его предшественника - у нового героя нет той свободы действий, какой всегда славилась «Готика», он скован рамками сюжета. «Аркания» линейна настолько, насколько может быть линейна современная ролевая игра. Это может привести в состояние праведного гнева поклонников серии, которые были вправе ждать от игры другого, но само по себе не плохо - просто у Spellbound своё видение того, каким должен быть готический мир. Линейный, яркий и разнообразный - вот каким они его себе представляют: зелёные луга, дремучие леса, живописные озёра, горные перевалы, тёмные подземелья и величественные замки - есть, где развернуться нашему богатырю! Разумеется, все местности плотно населены всевозможными фэнтезийными существами - орками, гоблинами, кровомухами, кротокрысами и прочими жабоящерами. Их можно рубить мечами и топорами, отстреливать из лука и уничтожать при помощи магии. Чёткой специализации на различных стилях боя в «Аркании» нет, но косвенно влиять на умения героя можно: прокачивая навыки «точность», «скрытность», «сила» и другие. Древо навыков не то чтобы особенно ветвистое, но вырастить из Безымянного, скажем, профессионального мага, снайпера-лучника или незаметного убийцу при желании можно. При этом навыки улучшаются не при частом использовании того или иного приёма, а обычным распределением очков опыта после получения нового уровня.
Бои проходят быстро, яростно и азартно. Управление состоит всего из нескольких кнопок: левая клавиша мыши - атака, правая - блок, она же с зажатыми клавишами направления - стремительный перекат. Если удерживать левую клавишу в течение нескольких секунд, удар мечом (выстрел из лука) будет намного сильнее, но в таком положении сложно маневрировать. Враги хоть и глупы и не представляют никакой угрозы поодиночке, но, сбиваясь в стаи, они натурально начинают давить массой - сражения превращаются в кровавые свары со всполохами магических ударов, свистом стрел и фонтанами крови. Думать нет времени, но и напролом идти нельзя - порвут на части. Приходится вырабатывать тактику, на ходу переключаясь между пятью активными слотами, в которых можно разместить оружие, заклинания и лечебные снадобья по выбору. Всё остальное хозяйство, коего уже после нескольких часов игры накопятся десятки наименований, использовать во время боя нельзя - поэтому к формированию активных слотов перед сражением нужно подходить с большой ответственностью. Несмотря на то, что само продвижение по сюжету игры линейно, в «Аркании» хватает заданий, подразумевающих возможность выбора - который, в свою очередь, имеет влияние на дальнейшее развитие событий. Приведём в качестве примера эпизод в баронетстве Сильверлейк, которое ведёт войну с королём Робаром III. Часть населения поддерживает законного правителя, барона, другая часть - его младшего брата, предводителя повстанцев. Можно не вникать в суть политических дрязг и встать на сторону барона, убив его мятежного братца. А можно попробовать докопаться до истины и оказать помощь сопротивленцем. Такие выборы встречаются в игре не так часто, и ощущения безграничной свободы действий, сродни той, что была в Morrowind и Oblivion, не появляется - но «Аркания» и не стремится его создать: это тщательно спланированное и срежисированное путешествие, в котором развлекают вас, а не вы ломаете голову над тем, чем бы ещё себя занять. Конечно, сыграла свою роль «консольность» игры (впервые серия появится не только на PC, но и на PS3 и Xbox 360) и её нацеленность, в том числе, и на североамериканский рынок игр - отсюда упрощённость интерфейса и наличие сразу двух цветовых гамм - американской (яркой) и европейской (чуть более тусклой), между которыми можно переключаться в меню. По мнению редакции GameGuru, все эти изменения пошли игре только на пользу - хотя поклонники оригинальной трилогии, конечно, имеют право с нами не согласиться. Эпический сюжет, дух настоящего фэнтезийного приключения, любимая вселенная и встреча со старыми добрыми героями - несомненно, перед нами «Готика», хотя, возможно, и не совсем та, которую ожидали увидеть фанаты серии. Напрашивается аналогия с другим любимым российскими игроманами сериалом - Fallout, последнюю часть которого делали не те люди, что были ответственны за первые две. В результате игра преобразилась до неузнаваемости, из изометрической RPG превратившись едва ли не в FPS - фанаты пришли в негодование, зато все остальные остались более чем довольны. Схожие метаморфозы произошли и с новой «Готикой» - имея сходства в общих чертах с оригинальной трилогией, она раздвигает границы готической вселенной и двигает серию вперёд в развитии. Правда, в отличие от Fallout она осталась верной своему жанру - это классическая CRPG в современном исполнении.
Оценки игры:
Графика 90%
Звук 85%
Интересность 90%
Сюжет 85%
Итого 87%